Покупателей учат выбирать лучшее

В четверг, 9 ноября, Москва отмечает Всемирный день качества. Что это за праздник?
Учредить Всемирный день качества решила Европейская организация качества при поддержке ООН. Впервые этот день отметили в 1989 году. А уже спустя шесть лет стало ясно, что одним днем не обойдется, и была объявлена Неделя качества. Она приходится на вторую неделю ноября, в течение которой во многих странах Европы проходят конференции обществ защиты прав потребителей и всевозможные акции, в ходе которых людей обучают проверять качество товаров или услуг.

— В России ничего похожего до сих пор нет, потому что рыночная экономика у нас существует относительно недавно, — рассказывает юрист Общества защиты прав потребителей Андрей Некрасов. — Дело в том, что в СССР практически не существовало конкуренции. Задача покупателя была не выбрать лучшее, а «достать» то, что есть. Даже в относительно благополучной Москве за колбасой нередко стояли очереди. Когда в январе 1992 года «отпустили» цены, появилась масса импортных продуктов, о качестве которых мы могли только догадываться.


Как пояснил маркетолог Антон Епишев, именно в 1990-е москвичи поняли две истины: что линейка предложений может быть невероятно длинной, но качества реально не гарантирует никто.

— Западная продукция, которая к нам пришла, была вполне безопасна, но качество было крайне низким. Потому что в развитых странах практически все хорошее мясо продавалось как таковое, шло на стейки, шницели или котлеты, — рассказывает Антон. — А на колбасу шло то, что оставалось. В итоге мы с удивлением пробовали некий «мясной» продукт, в котором собственно мяса вообще не ощущалось. Зато он мог очень долго храниться.

По словам эксперта, поток дешевой импортной «недоколбасы» иссяк после дефолта 1998 года. Отечественные мясокомбинаты получили шанс вернуть рынок.

— Государство помогло им, предоставив право производить продукцию не по жесткому советскому ГОСТу, а по ТУ (техническим условиям), — рассказывает Андрей Некрасов. — Причем следить за соблюдением ТУ они должны были сами. Так и у нас появились колбасы почти без мяса.

Недорогие, безопасные, но крайне низкого качества. Как считают эксперты, конкурс «Московское качество» крайне необходим, потому что позволяет соединить мнения простых покупателей и экспертов о том или ином продукте. Вместе они выберут по-настоящему качественный товар.


Партнеры