Оборот торговых сетей в прошлом году сократился на 10 процентов. С чем это связано? В эфире телевидения «ВМ» прошел круглый стол на тему «Секрет успеха торговой сети: почему одни развиваются, а другие банкротятся».
Мы предлагаем вам принять участие в голосовании:
http://moskachestvo.mostpp.ru/vote В столице сейчас работают около сотни торговых сетей. Какие-то, как «Мосмарт», разоряются.
Какие-то, как «Рамстор», продают бизнес, а какие-то успешно развиваются.
— Главный секрет успеха любого магазина — это правильное расположение. Мимо магазина должен проходить поток потенциальных покупателей. Сети, которые умеют это место выбирать, обычно весьма успешны, — рассказывает маркетолог Игорь Березин. — Локация торговой точки настолько важна, что, если ее сместить даже на 100–150 метров, выручка может моментально упасть.
Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян считает, что для торговой сети не менее важно понять, для какой целевой аудитории она работает.
— Многие магазины разорялись, когда пытались работать «для всех»: и для небогатой публики, и для самой обеспеченной, — пояснил Сурен Оганесович. — Дело в том, что у каждой категории покупателей — свои предпочтения.
Одни обращают внимание главным образом на цену, другие — на качество, третьим очень важна атмосфера в торговом зале и комфортные условия покупки. Угодить сразу всем физически невозможно.
Эксперты сошлись во мнении, что практически все торговые сети Москвы сейчас работают четко на свою аудиторию.
— Нашим покупателям важнее всего высокое качество, цена продуктов их волнует в меньшей степени, — рассказывает представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. — Исходя из этого мы и работаем.
Как пояснил Андрей Николаевич, в кризис «Азбука вкуса» активно развивает новый формат торговли — небольшие магазины «у дома», рассчитанные на покупателей, которые пришли пешком. Для них, кстати, формируется новое предложение — фастфуд. Человек покупает, скажем, хлеб и колбасу, а вместе с ними берет и стаканчик кофе — в дорогу. Подобный формат, как пояснили эксперты, сейчас в Москве очень востребован. Его развивает, например, сеть супермаркетов «Я Любимый», предлагающая своим покупателям суши, роллы, пиццу и свежую выпечку.
— Если в супермаркете есть небольшое кафе, то это отличная альтернатива, скажем.
«Макдональдсу» и KFC. И блюда в таких кафетериях обычно стоят дешевле, потому что в них выше проходимость, — рассказывает Игорь Березин. — Как результат супермаркет получает дополнительные доходы. Это еще один секрет успеха.
И еще очень важным эксперты назвали правильно подобранный ассортимент. Дело в том, что продуктов питания и напитков на рынке представлены тысячи. Задача магазина — выбрать из огромного перечня именно те, котрые будут пользоваться спросом у целевой аудитории. Поэтому в «Пятерочке», например, никогда не будет текилы и фермерского творога по 700 рублей за килограмм.
— Правильно подобранный ассортимент тем более важен, что современные покупатели стали очень разборчивы. Они уже не кидают в корзину все подряд, — рассказывает экономист Владислав Гинько. — Я, например, только что был в магазине, где купил картошку по 7,5 рубля за килограмм.
А скоро зайду в другой магазин и куплю тот товар, который дешевле именно там. И так поступают многие покупатели.
Если им не нравится цена или качество какого-то продукта, они просто идут в соседний магазин.
Самой успешной сегодня в финансовом плане торговой сетью эксперты назвали «Магнит». В I квартале этого года он показал 17-процентный рост.
— «Магнит» один в один повторил путь американской сети Walmart, — рассказывает Игорь Березин. — Их первый магазин открылся в городке с населением пять тысяч, и первые 10 лет компания не открывала магазины в городах, где живут больше 10 тысяч человек. А сейчас это крупнейшая в мире розничная сеть! Эксперты сошлись во мнении: несмотря на кризис, успех в сетевом ретейле возможен и реально достижим. Главное — работать над улучшением качества обслуживания и соблюдать законы рынка.