В рамках перезапуска конкурса «Московское качество» МТПП провела конференцию, посвященную основным трендам в молочной промышленности
На полях 32-й международной выставки продуктов питания World Food 2023 прошла конференция «Трансформация молочной отрасли. Тренды, определяющие будущее», организованная Московской торгово-промышленной палатой.

Конференция прошла в рамках проведения конкурса «Московское качество» 2023 года и в целях содействия развитию и поддержке инвестиционной и предпринимательской деятельности производителями молока, молочной продукции и мороженого в российской столице.
Владимир Платонов рассказал об истории проведения на протяжении 25 лет конкурса лучших товаров и услуг, произведенных в России и реализуемы в Москве, «Московское качество», сообщив, что сейчас он проходит качественную трансформацию: «Мы переводим его на новый уровень с тем, чтобы как можно больше москвичей получили информацию о том, какие продукты отвечают требованиям качества и безопасности, а отечественные (в первую очередь московские) производители получили дополнительные возможности для продвижения своей продукции и дальнейшего развития бизнеса». В этом году в соревнованиях участвует только молочная продукция в разных категориях (молоко, кисломолочные продукты, сыры). Далее, по словам главы МТПП, список номинаций будет расширяться.
Как сообщил Владимир Платонов, важным аспектом нового формата конкурса станет тесное сотрудничество с общегородской программой поддержки промышленного производства «Сделано в Москве».
Представлявший на конференции Правительство Москвы начальник Управления коммуникаций и конгрессно-выставочной деятельности Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Никита Шнырёв сообщил, что программа «Сделано в Москве» появилась почти год назад и направлена на поддержку отечественных брендов. «Мы заметили кратный подъем экономического патриотизма у населения Москвы с запросом: что же теперь можно покупать из того, что производится в городе». Сейчас в программе уже 3300 производителей. «Абсолютно все, что нужно, производится внутри города», - подчеркнул спикер. Далее он рассказал, какие меры поддержки по продвижению продукции предоставляет программа локальным брендам. В частности, он отметил, что программа имеет собственные страницы на всех ключевых маркетплейсах. Помимо этого, на 40 ключевых выставочных площадках «Сделано в Москве» предоставляет возможность выставить продукцию в рамках коллективного стенда.
Заместитель председателя Комитета МТПП по предпринимательству в агропромышленном комплексе Марина Петрова представила итоги работы молочной отрасли в первом полугодии 2023 года и осветила основные тренды её развития. «Вы – большие молодцы, - заявила, обращаясь к профессиональной аудитории, собравшейся в зале, эксперт. – Хочу сказать, что отрасль, несмотря на крайне негативные прогнозы, выстояла!». Марина Петрова проанализировала объемы производства молока, кисломолочных продуктов, сметаны, творога и сыров. Она отметила, что показатели спроса по России, Москве и Московской области разнятся, поэтому порекомендовала производителям анализировать предпочтения своего потребителя. Среди основных трендов Марина Петрова отметила рост продаж продукции под собственными торговыми марками (СТМ) в ритейле, а также на дуальность большинства тенденций. С одной стороны, из-за снижения реальных доходов населения трендом является экономия, а с другой – желание покупать пусть и в небольших объемах, но премиальную продукцию. Пользуются популярностью как продукты, направленные на ведение ЗОЖ, так остаются в структуре потребительской корзины молочные продукты с высокой жирностью и калорийностью. Сейчас пользуются спросом как семейные упаковки молочной продукции, так и миниформаты: сырки весом 30 грамм, 90-граммовые упаковки творога и т.д. При этом основной стратегией для развития отрасли в Москве и отечественных производителей Марина Петрова обозначила грамотное управление ассортиментом и развитие локальных брендов.
Все продукты, участвующие в конкурсе «Московское качество», проходят экспертизу в ФГБНУ «Федеральный центр пищевых систем им. В.М.Горбатова». Директор этого учреждения Оксана Кузнецова рассказала об основных параметрах, по которым оцениваются продукты на конкурсе, а также остановилась на основных ошибках, которые допускают производители при маркировке молочной продукции.
На конференции выступили предприниматели, которые поделились реальными кейсами в области производства и продвижения отечественной молочной продукции.
Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ и Алексей Крысанов, собственник и основатель проекта KITCHEN! рассказали о реальном опыте вывода на потребительский рынок нового творожного сыра бренда KITCHEN!. Были затронуты проблемы, возникающие при постановке в рознице продукции HoReCa. «С вводом санкций мы столкнулись с проблемой импортозамещения, но мы ее решили и сыр KITCHEN! сделан на 100% из отечественного сырья» - отметил Алексей Крысанов. Юрий Власенко рассказал о новом инновационном подходе развития торговых марок в молочной отрасли – франшизе в производстве. «Очень многие предприятия имеющие возможность перерабатывать 200 тонн молока и более в сутки, очень заинтересованы в производстве творожных сыров новой марки и готовы благодаря франшизе загружать свои мощности».
Руководитель FoodRetail.club Елена Воронцова поделилась своим виденьем успешных проектов и трендов по продажам в отечественном ритейле в молочной категории. «Сейчас тренды, которые к нам приходили из за рубежа, мы адаптируем к нашим особенностям, к нашим традициям и их реализовываем. Благодаря промышленным турам в дружественные страны Латинской Америки и Африки, в которых приняли участие представители наших молочных предприятий, был получен очень ценный опыт в подходах дальнейшего развития молочной отрасли и реализации молочной продукции в сетях ритейла» - отметила Елена Воронцова.
В своем выступлении генеральный директор ООО «Айс Про» Екатерина Герасимова поделилась опытом вывода нового продукта на традиционном молочном рынке, как исландский скир пришелся по вкусу российскому потребителю. «Для производства скира используется традиционный оригинальный рецепт, который был передан нам исландскими технологами. Благодаря современному бесконтактному оборудованию по производству и фасовке срок хранения нашего скира 30 суток. При этом мы используем только натуральные ингредиенты» - рассказала Екатерина Герасимова.
Вторая сессия конференции была посвящена вопросам развития кооперации в молочной отрасли. Председатель Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Сергей Скоморохов представил комплексные программы поддержки и развития кооперации как реального средства поддержки малых производителей сельскохозяйственной продукции, а также поделился основными достижениями и трудностями в этой области. В частности, он отметил, что фермеры пока не очень охотно кооперируются для реализации конечной продукции, однако если предоставляется реальная возможность «встать на прилавок» в торговую сеть, кооперация идет гораздо лучше и позволяет создавать реальные альтернативы многих зарубежных товарных линеек.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы

Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы