Сегодня в столице работают десятки так называемых малых торговых сетей, имеющих небольшое количество магазинов. Чем они привлекают покупателей и какими приемами пользуются в борьбе с сетями-гигантами?
Президент Гильдии маркетологов России Игорь Березин уверен: чтобы выжить в экономически непростые времена, менеджерам малых торговых сетей необходимо проявить недюжинную изобретательность и смекалку.
— Сегодня в моде дискаунтеры. У таких торговых сетей всегда отмечается значительный рост, когда народ начинает экономить, — обращает внимание эксперт. — Более того, в провинции и в Подмосковье вернулось ушедшее было явление — мелкооптовые рынки и торговые площади, где, к примеру, макаронные изделия покупаются десятками килограммов. Крупнейшие торговые сети держатся на плаву за счет отлично налаженных логистических систем. Они имеют собственные склады и хабы в Подмосковье и пригородах столицы, там, где земля дешевле.
Есть у них и собственные транспортные службы, что позволяет доставлять товары максимально быстро в любой из сотен своих магазинов. За счет мощной логистики сети-гиганты могут говорить с поставщиками, находясь на сильной позиции, могут «прогибать» их, добиваясь снижения отпускной цены. Малые торговые сети практически лишены таких преимуществ.
- Как же им удается выживать?
- За счет хорошо продуманного маркетинга. Каждая малая торговая сеть старается придумать свою фишку. Если речь идет о дорогостоящих фермерских продуктах, когда десяток куриных яиц стоит 300 рублей, то за покупателей сражаются при помощи отлично налаженного сервиса. Тут и вышколенный персонал, и идеальная чистота на прилавках, и красиво уложенные товары, и предложения с бесплатной доставкой покупок до дома.
Или — специализированные кондитерские магазины, их изделия дороги, но покупатели, привыкшие к ним, возвращаются снова, пусть даже за одной шоколадкой. Малые сети просто обязаны стремиться к повышенному качеству продукции и сервиса. Временщикам в этом бизнесе не место.
- Что, по-вашему, ждет малые торговые сети Москвы в ближайшем будущем?
- Пока продолжается период жесткой экономии, перспективы неопределенны. Говорят — главный кризис в головах, и я согласен с этим утверждением. Многие зациклены: «Надо экономить, мы не можем этого себе позволить». И даже когда ситуация в экономике начнет налаживаться, потребуется еще около полугода для того, чтобы люди перестали бояться баловать себя более дорогими, зато более качественными товарами.