Фермерские продукты с трудом пробиваются на полки («Вечерняя Москва»)

В торговых сетях начинают появляться продукты «от фермера». Но пока их не так много. Речь об этом шла на круглом столе «Фермерские продукты: почему сети нас ими редко балуют»

Мы предлагаем вам принять участие в голосовании

Полки торговых сетей — выставка известных брендов. Найти фермерский продукт, качественный, без химии, непросто. А ведь так хочется натурального! — Начнем с того, что понятия «фермерский продукт» просто не существует, — рассказывает представитель Росконтроля Максим Рудаков. — Согласно закону, каждый продукт должен соответствовать лишь требованиям безопасности.

Иными словами, съел и не отравился. А состав продукта, то есть его натуральность, никакими стандартами вообще не регулируется! Производитель заявляет: я делаю творог по такому-то рецепту и обязуюсь заявленный состав соблюдать. Так что «фермерский продукт» с точки зрения закона — это фикция, маркетинговый ход. Тем не менее гости круглого стола сошлись во мнении, что фермерские продукты существуют.

— Мы, например, выращиваем наших уток на земле, используя только натуральные корма, и не применяем никакой «химии», — рассказывает и.о. руководителя отдела продаж фермерского хозяйства «Благословение» Оксана Коновалова. — Но попасть в торговые сети не можем. Нам выставляют сразу несколько условий, которые мы не можем выполнить. Например, если утку не смогли продать в течение пяти суток, нам ее просто возвращают — делайте что хотите. Поскольку мясо не заморожено, оно к этому времени уже испортилось, мы несем убыток! Глава крестьянского хозяйства «Агроэкология» Анатолий Кибека добавляет: — Торговые сети, к сожалению, заинтересованы в «долгоиграющих» продуктах. Например, в молоке, срок годности которого полгода! А то и год. Оно не портится, не требует холодильника, его можно долго продавать. Но этот продукт нельзя назвать натуральным и качественным! К тому же мы, фермеры, не можем обеспечить торговые сети необходимыми объемами товара.

Тем не менее натуральные продукты на полках появляются.

— У нас в сети продукция фермеров продается, и ее немало, — рассказывает представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. — Молочная продукция, колбасы, яйца — десятки наименований. Мы сотрудничаем с фермерами, у которых покупаем продукцию по фиксированной цене, тщательно контролируя ее состав. Мы, по сути дела, инвестировали в гарантированное качество. Но, надо отметить, фермерские колбасы или, скажем, картофель — продукция нишевая. Да, у нее есть покупатели, но качество стоит дорого, и их не так много, чтобы фермерские продукты массово появились в федеральных торговых сетях.

Руководитель Комитета по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Московской торгово-промышленной палаты Сергей Скоморохов считает, что фермеров может спасти кооперация.

— Мы уже создаем сообщества крестьянских хозяйств, которые делегируют полномочия по продаже своей продукции, — пояснил Сергей Николаевич. — Фермеры объединяются, чтобы совокупный объем поставляемой ими продукции мог заинтересовать торговые сети. Пусть пока малые.

Именно по этому пути идут мелкие европейские производители. И у них нет проблем с попаданием продукции на полки магазинов.


ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

На сайте Московской торгово-промышленной палаты — www.mostpp.ru — продолжается голосование в рамках конкурса «Московское качество». Москвичи выбирают лучшую, на их взгляд, торговую сеть. Номинаций — пять. Сейчас среди гипермаркетов лидирует «Ашан», но вплотную к нему подбирается «Наш гипермаркет». На третьем месте — Metro. Среди мономаркетов основная борьба развернулась между «Избенкой», «Мясновым» и «Красным и Белым» (см. инфографику). Голосование продолжается.

Партнеры